Образец составления кассационной жалобы

В определенных случаях, участники завершившегося судебного процесса могут быть не удовлетворены вынесенным решением. Для восстановления нарушенных прав, они могут подать кассационную жалобу. Ее часто путают с апелляционной, но эти два понятия очень важно уметь различать. В данной статье рассматриваются не только различия кассации и апелляции, но и специфика оформления кассационной жалобы.

Суть кассации и ее отличия от апелляции

Кассационная жалоба – это последняя мера, к которой может прибегнуть участник завершившегося судебного процесса для защиты своих прав. Ее применяют в том случае, если результат суда первой инстанции и апелляции не удовлетворил гражданина.

Главное отличие кассации от апелляции – при ней рассматриваются только те судебные постановления, которые уже вступили в законную силу. При апелляции судебный вердикт еще не начинал действовать, соответственно, и его пересмотр происходит в несколько другом порядке.

Образец оформления кассационной жалобы

Чтобы кассационная жалоба была принята к рассмотрению, ее очень важно правильно составить. Базовые требования к оформлению документа такие же, как и при любом другом подобном делопроизводстве. То есть лучше использовать готовый бланк, на который вносится актуальная для конкретного судебного разбирательства информация.

В любой кассационной жалобе должна содержаться следующая информация:

  • Наименование судебной инстанции-адресата.
  • Информация о заявителе, в зависимости от его правового положения:
    • Для физических лиц: ФИО, паспортные и контактные данные, а также, при необходимости, занимаемая должность на рабочем месте (или статус безработного);
    • Для юридических лиц: наименование организации, контакты, и данные уполномоченного представителя (аналогичны подаваемым для физических лиц);
  • Информация о других участниках судебного процесса.
  • Указание данных судебных инстанций, где происходило рассмотрение дела по первой апелляционной жалобе, а также указание кассационной инстанции и вынесенного ею решения.
  • Перечисление судебных постановлений, которые подлежат обжалованию.
  • Перечисление нарушений правовых норм, которые оказали влияние на исход дела.
  • Указание сути просьбы заявителя, направившего жалобу.

В завершение оформления кассационной жалобы, ее составитель должен поставить свою подпись с расшифровкой.

Если заявитель является представителем юридического лица, на документе может потребоваться печать организации.

Порядок оформления кассационной жалобы

Но для наглядности, процедуру составления данного документа требуется описать более подробно.

Стандартное содержание кассационной жалобы включает три части:

  • Описательная, в которой указывается судебное решение, подлежащее обжалованию.
  • Мотивировочная, где содержатся доводы заявителя в пользу того факта, что решение суда является неправильным.
  • Просительная, где указывается непосредственно требование заявителя.

Сначала оформляется «шапка» документа. В ней указывается следующая информация:

  • Полное наименование судебной инстанции, куда направляется жалоба.
  • Наименование заявителя. Для физических лиц это ФИО, для юридических — название организации.
  • Адрес проживания заявителя (для юридических лиц — адрес головного или местного филиала).
  • Наименование документа: «Кассационная жалоба».

В самом начале описательной части документа нужно привести резолютивную часть решения суда предыдущей инстанции, после чего перечислить те вопросы, которые подвергаются заявителем критике. Затем заявитель должен указать новые доказательства его правоты, при условии, что у него не было возможности предоставить их судам первой и второй инстанции.

Затем заявитель должен подписать документ и, если он является представителем организации, то поставить соответствующую печать.

Также к кассационной жалобе прилагаются, кроме документов-доказательств:

  • Копия обжалуемого судебного акта.
  • Квитанция об оплате государственной пошлины.
  • Копия кассационной жалобы.
  • Копии прилагаемых документов для остальных участников судебного процесса.
  • Доверенность или другая документация, подтверждающая полномочия заявителя на подписание кассационной жалобы.

На этом оформление документа завершается.

Приложения к жалобе

Если говорить о приложениях к кассационной жалобе, то обязательным и общим для всех случаев документом будет квитанция об оплате государственной пошлины. В остальных случаях перечень используемой документации зависит строго от содержания и сути судебного разбирательства.

Примеры документов, прилагающихся к кассационной жалобе:

  • копии паспортов участников судебного процесса;
  • оригиналы и копии договоров (купли-продажи, аренды, трудовых, о предоставлении услуг и т. д.);
  • квитанции, удостоверяющие факт оплаты выполненной работы;
  • акты о выполненной работе/предоставленных услугах;
  • другая соответствующая документация.

Кем и куда подается?

Подачу кассационной жалобы может осуществить любая из сторон судебного разбирательства. Разумеется, свидетели и другие «второстепенные» участники процесса подобного права не имеют. Но истец и ответчик, или их уполномоченные представители, а также лица, чьи интересы были затронуты, располагают правом подачи кассации.

Итак, согласно процессуальному законодательству, лицами, оформляющими кассационную жалобу, могут быть:

  • Потерпевший, осужденный, или лицо, в отношении которого, по судебному вердикту, было прекращено уголовное преследование.
  • Непосредственно стороны судебного разбирательства — истец или ответчик.
  • Гражданский истец или гражданский ответчик, участвующие в уголовном процессе.
  • Прокурор, при условии, что он участвовал в судебном разбирательстве в суде предыдущей инстанции.
  • Другие лица, которые не являются участниками судебного процесса, но чьи интересы затронуты вынесенным вердиктом, а право на обжалование решения предоставлено судом.

Каждый из участников судебного процесса имеет право на обжалование решения только в той части, которая напрямую затрагивает его интересы (это ограничение не распространяется на истца и ответчика). К примеру, гражданский истец в уголовном процессе обладает правом на кассацию на решение судебной инстанции только по вопросам, относящимся к гражданскому иску. Обжаловать общее решение суда по уголовному делу он не может.

Сроки подачи и рассмотрения

Важно учитывать, что ограничения по срокам подачи кассационных жалоб присутствуют у большинства областей права.

При гражданском судопроизводстве, отправка кассационной жалобы должна быть осуществлена в течение полугода от момента вступления судебного вердикта в силу. И это становится возможным только при условии, что заявитель испробовал все остальные законные способы защиты своих гражданских прав (это означает факт обжалования дела в судах второй инстанции — апелляционных).

Арбитражное судопроизводство более строго — здесь направлять кассационную жалобу нужно в срок, не превышающий двух месяцев с того момента, как судебное решение, подлежащее обжалованию, вступило в силу. В исключительных случаях, например, если заинтересованное лицо не было проинформировано о вынесении судебного вердикта по арбитражному процессу, срок может быть увеличен до 6 календарных месяцев.

Временные рамки для подачи кассационных жалоб отсутствуют только у уголовных дел.

Сроки рассмотрения кассационных жалоб в различных судебных инстанциях также различаются.

В суде кассационной инстанции, исключая Верховный Суд Российской Федерации, процесс рассмотрения жалобы не может превышать один месяц, если дело не было истребовано, и не может превышать два месяца, если дело было истребовано. При отсчете не учитывается период от даты истребования и до даты поступления запроса в суд кассационной инстанции.

При обращении в Верховный Суд Российской Федерации кассационная жалоба должна быть рассмотрена в течение двух месяцев, если дело было истребовано, и в течение трех месяцев, если дело не было истребовано. При отсчете не учитывается период между истребованием дела и его поступлением в Верховный Суд Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель могут, в исключительных случаях, продлить срок рассмотрения кассационной жалобы максимум на два месяца сверх вышеуказанных временных периодов.

© WhoYouGle.ru
e-mail: info@whoyougle.ru