Акт взаимозачёта между организациями: образец оформления

Оформление акта взаимозачета между организациями

Ситуации, когда две сотрудничающие организации оказываются взаимными должниками, происходят чаще, чем может показаться. И подобную проблему надо как-то решать. Как правило, для этого составляется акт взаимозачета (также называемый актом зачета взаимных требований) между организациями. Об особенностях составления этого документа и нюансах его применения — далее в статье.

Назначение документа

Акты взаимозачета между организациями чаще всего используются представителями малого и среднего бизнеса, у которых возникли финансовые трудности. А данные документы позволяют предпринимателям списать долги друг друга, используя законные пути и без значительных материальных потерь для каждой из сторон. Хотя этот документ может использоваться и просто для того, чтобы сверить требования контрагентов.

Сразу следует отметить, что акт зачета взаимных требований, как правило, написан не просто на списание задолженностей. Согласно этому документу, стороны сделки должны обменяться какими-либо равнозначными ценностями однородного характера (наличные средства, недвижимость, инструменты и т. п.).

Итак, ключевое назначение соглашений взаимозачета — возможность для двух небольших организаций найти выход из, казалось бы, тупиковой ситуации, созданной обоюдными долгами, путем их погашения (за счет обмена денежными средствами или своеобразного бартера другими материальными ценностями).

Когда составляется акт взаимозачёта?

При условии, что назначение акта взаимозачета — погашение взаимной задолженности между двумя (или большим числом) организациями, из этого можно вывести варианты ситуаций, когда он может составляться.

Примеры случаев:

  • Организация-покупатель, в силу неудачно заключенной сделки, не может оплатить поставку от организации-продавца. Для последней эта сделка также очень важна. В итоге, они заключают упомянутое соглашение, согласно которому покупатель обменивает запрошенный товар на груз аналогичного рода, уже имеющийся у него (и, соответственно, нуждающийся в реализации).
  • В силу появления третьей стороны (к примеру, потенциального поставщика), организация-покупатель хочет сверить взаимные требования с организацией-покупателем на предмет соответствия всех цифр и отсутствия мошенничества с каждой стороны. Это делается, зачастую, чтобы получить, в результате всех проверок, более выгодные условия, намекая на возможность перехода к другому партнеру.

Таким образом, акт взаимозачета между организациями чаще всего используется с одной из двух целей. Первая — урегулирование отношений между партнерами, к обоюдной выгоде сторон. Вторая — изменение условий соглашения, если одна из сторон не удовлетворена какими-то пунктами договора.

Оформление документа

Составляя акт зачета взаимных требований, важно учесть, что потребуется два экземпляра. Один сохраняется у организации-составителя, а второй передается контрагенту. Кроме того, если в тексте соглашения упоминаются определенные документы, относящиеся к сделке, их копии нужно также приложить.

Законодательно установленной унифицированной формы акта взаимозачета между организациями нет. Но это не значит, что его можно составлять как придется. На сегодняшний день, сформировался ряд требований к содержанию документа.

Стандартная структура акта зачета взаимных требований организаций включает следующие пункты:

  • Наименование документа.
  • Дата, когда был составлен документ.
  • Место, где был составлен документ.
  • Полное наименование организации, которая составила этот документ.
  • Используемые для сверки сведений инструменты/техники/материалы.
  • Ссылки на документы, которые доказывают возникновение между сторонами обязательств определенного рода. В качестве такой документации могут использоваться:
    • договоры;
    • акты о выполненной работе;
    • накладные;
    • счета-фактуры;
  • Данные, которые касаются обязательств, рассматриваемых/погашаемых зачетом.
  • Сумма зачета взаимных требований.
  • ФИО лиц, которые отвечают за проведение той или иной хозяйственной операции, которая относится к производимому зачету.
  • Подписи ответственных лиц.
  • Печать организации, составившей документ.

Подробнее об основаниях и условиях составления акта зачета взаимных требований можно ознакомиться в статье 410 Гражданского Кодекса РФ.

Инструкция заполнения

Теперь необходимо привести пошаговую инструкцию составления акта взаимозачета. Этот документ лучше составлять или от руки, или напечатав основную информацию от руки (хотя подписи сторон должны все равно ставиться от руки).

Пошаговая инструкция составления акта зачета взаимных требований:

  1. Выбрать вариант оформления документа: от руки или печатный. В любом случае акт должен быть составлен на листе формата А4.
  2. Напечатать или написать текст документа, в соответствии с вышеприведенным содержанием.
  3. Проверить содержание на предмет ошибок и неточностей.
  4. Поставить подписи контрагентов и, при необходимости, печати (но это не обязательно).

В большинстве случаев документ составляется в двух экземплярах. Но важно помнить, что по правилам, количество экземпляров должно соответствовать числу участников соглашения. То есть, при участии трех и более сторон, и число актов должно быть соответствующим.

Образец акта зачёта взаимных требований

Здесь можно скачать наиболее используемые бланки актов взаимозачета между организациями: стандартный и трехсторонний.


Преимущества подписания акта

Сама процедура взаимозачета между организациями может показаться весьма сходной с бартером. Однако на практике бартер означает просто обмен какими-либо материальными ценностями, тогда как зачет взаимных требований позволяет погасить определенные обязательства между сторонами соглашения.

В целом, взаимозачет более выгоден, чем бартер. На это указывают следующие критерии:

  • При бартере количество участников ограничено двумя. При взаимозачете такие ограничения отсутствуют.
  • Оформить акт зачета взаимных требований проще. Для него, в частности, не надо составлять дополнительные договоры.
  • В законодательстве понятия «бартер» нет, а соответствующий договор мены приравнивается к договору купли-продажи. Как следствие, его предметами могут быть только товарно-материальные ценности. Тогда как по акту зачета взаимных требований можно решить вопросы, связанные с услугами/работами.
  • Осуществлять бухгалтерский учет по акту взаимозачета между организациями намного проще.

Если же говорить про главное преимущество составления акта взаимозачета — он позволяет решить проблемы с задолженностями, возникшие у двух и более организаций, без обращения в судебные органы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here