Акты прокурорского надзора

Акты прокурорского реагирования

У прокуратуры, если говорить про осуществление надзора, отсутствуют соответствующие административно-властные полномочия в отношении поднадзорных органов и должностных лиц. Поэтому даже если работниками прокуратуры были выявлены нарушения закона, самостоятельно прокурор не может применить соответствующие меры воздействия к нарушителю. Однако также он и не имеет права игнорировать правонарушение. В итоге, возникает необходимость в использовании актов прокурорского реагирования или надзора. Подробнее о нюансах применения и составления этих документов — далее в статье.

Акты прокурорского реагирования

Итак, самостоятельно прокурор не может предпринимать меры по отношению к правонарушителям. Однако реагировать на нарушения закона он обязан. Что же в этом случае делать?

При обнаружении прокурором факта нарушения законодательства Российской Федерации, он обязан обратить на это внимание соответствующих органов и уполномоченных лиц. Это и есть главное назначение акта прокурорского реагирования. Документ является основным правовым средством для прокурора, который самостоятельно не может привлекать правонарушителей к административной или уголовной ответственности.

Правовые средства прокурорского реагирования можно разделить на пять категорий:

  • Протест.
  • Представление.
  • Постановление.
  • Предостережение.
  • Требование об изменении правового акта.

Акты прокурорского реагирования применяются при специфических обстоятельствах, поэтому распространенное мнение о том, что они взаимозаменяемы, ошибочно.

Протест

Прокурорский протест

Протест, как вариант акта прокурорского реагирования, направлен против незаконно изданного постановления или акта. Документ должен предоставляться уполномоченным органам или прокурором, или его заместителем, и указанные в нем требования подлежат обязательному рассмотрению в течение минимум десяти календарных дней.

Объект рассмотрения — договор, акт, приказ или другой подобный документ, которые были составлены с явными нарушениями делопроизводства и/или прав определенных физических/юридических лиц.

Протест используется с двумя целями:

  • Первая — чтобы аннулировать незаконную документацию, или привести ее в соответствие с действующим законодательством РФ.
  • Вторая — чтобы привлечь составителя незаконного документа к административной (а в особо серьезных случаях — и к уголовной) ответственности.

Решение ситуации с использованием протеста прокурора в порядке надзора состоит из двух шагов. Первый заключается в сборе данных, обосновывающих незаконность рассматриваемого постановления. Второй — это непосредственно составление проекта прокурорского протеста.

Представление

Прокурорское представление

Акт прокурорского надзора под названием «представление» напрямую рассматривает случаи нарушения закона, связанные с нарушениями прав и свобод человека и гражданина.

Акт направляется напрямую лицу, уполномоченному устранить допущенное правонарушение. Как и протест, он подлежит обязательному рассмотрению и, если будет принято решение принимать соответствующие меры, то они осуществляются в течение максимум месяца от внесения представления на рассмотрение.

Стандартные поводы для составления прокурорского представления как акта реагирования:

  • Незаконные действия, повлекшие за собой нарушения положений законодательства.
  • Бездействие должностных лиц, повлекшее за собой нарушение положений законодательства.

Если рассмотрением акта прокурорского представления занимается коллегиальный орган, то прокурор должен быть извещен о запланированной дате заседания и ему в обязательном порядке направляется извещение о результате рассмотрения запроса.

Постановление

Прокурорское постановление

Постановления относятся к актам, которые обеспечивают прямое взаимодействие прокуратуры и судебных органов. Эти виды актов используются для инициации судебного дела об административном правонарушении. Если есть достаточно соответствующих доказательств, прокурор может вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

У прокурорского постановления есть и второе применение. С помощью акта, прокурор может освободить лицо, взятое под стражу, если данная процедура была проведена без достаточных на то оснований. Освобождение не всегда окончательное (возможны варианты освобождения под залог), но повторное заключение под стражу возможно только при пополнении перечня доказательств обвинения.

Предостережение

Прокурорское предостережение

Полное наименование данного акта прокурорского надзора — предостережение о недопустимости нарушения закона. Он направляется должностным лицам, которые уполномочены предотвращать готовящиеся противоправные деяния (в первую очередь экстремистской деятельности религиозного характера). Если извещенные уполномоченные лица не предпримут соответствующих мер, они привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Предостережение о недопустимости нарушения закона носит превентивный характер, и его можно составлять только при наличии достоверных сведений касательно подготовки противоправных действий. Это же может относиться к бездействию уполномоченных органов, которые были извещены о возможных беспорядках.

Акт-предостережение редко составляется отдельно. Обычно он совмещается с другим актом прокурорского надзора, дополняя и повышая его эффективность.

Требование об изменении правового акта

Данный акт прокурорского реагирования направлен на рассмотрение другого правового акта, содержащего коррупциогенные факторы. Главные требования прокурора в этом случае — изменение или аннулирование незаконного документа.

Этот вид акта прокурорского надзора часто путают с протестом, но, в отличие от последнего, он направлен на документацию, так или иначе связанную с коррумпированными действиями конкретных физических или юридических лиц.

Требование об изменении правового акта может быть отозвано прокурором до того, как было начато рассмотрение запроса.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here