Как правильно составить акт осмотра помещения?

Составление акта осмотра помещения

При большинстве процедур по передаче жилой или нежилой недвижимости в постоянное или временное владение, возникает необходимость в составлении акта осмотра помещения. Для составления этого документа есть ряд предпосылок, которые описаны далее в статье, наряду с правилами его оформления (даже при условии отсутствия унифицированной формы).

Когда требуется документ?

В первую очередь, акт осмотра помещения проводится с двумя целями. Первая — подтверждение или опровержение факта нанесения помещению какого-либо вреда. Вторая — описание состояния недвижимости на данный момент, при отсутствующей «привязке» к какому-либо событию.

Примеры случаев, когда требуется составить акт осмотра помещения (и, соответственно, провести данную процедуру):

  • Проверка технического состояния электрооборудования или коммуникационных сетей.
  • Контроль за соблюдением правил пожарной или экологической безопасности.
  • Проверка соответствия помещения требованиям покупателя/арендатора. Особенно важно в тех случаях, когда речь идет о коммерческой недвижимости.

Разделяют две категории актов и процедур по осмотру помещений: необязательные и обязательные.

Необязательные проводятся в тех случаях, когда планируется какая-либо сделка, связанная с жилой или нежилой недвижимостью. Обычно речь идет о купле-продаже или аренде. Обязательные, как правило, инициируются при судебных разбирательствах любого рода, или в ходе следственных мероприятий и расследований.

Процедура осмотра помещения

Законодательно установленного порядка осмотра помещения не установлено. Многое зависит от целей процедуры (частично перечисленных выше). Хотя существуют и общие требования, сформировавшиеся в ходе практики. На их основе и формируется стандартный порядок осуществления данной процедуры.

На первом этапе нужно собрать специальную комиссию. Она состоит минимум из двух человек. Членами комиссии, как правило, являются представители надзорных ведомств и государственных инстанций с соответствующим образованием: инженеры, техники, эксперты и т. д.

Второй этап — непосредственно осмотр помещения. Обычно для его проведения нужно получить разрешение от владельца, если процедура не инициирована им самим. В процессе осмотра комиссия может проверять показания счетчиков, состояние проводки и даже фиксировать данные фотографиями. Последнее особенно рекомендуется, если основание процедуры — судебное разбирательство.

Третий этап идет почти параллельно со вторым, но завершается позже. Это составление акта осмотра помещения. Подробнее о правилах и нюансах его проведения — далее в статье.

Правила оформления акта осмотра помещения

Сразу следует отметить, что унифицированной формы акта осмотра помещения не предусмотрено. Вместо этого применяются бланки, сформированные в ходе юридической практики, на основании стандартных требований к их содержанию.

Базовое содержание акта осмотра помещения:

  1. Наименование документа.
  2. Суть документа.
  3. Состав комиссии.
  4. Сведения об осматриваемом объекте.
  5. Выводы комиссии.
  6. Подписи всех членов комиссии и необходимые печати.

Теперь немного об общих правилах оформления акта осмотра помещения.

Составлять документ нужно по числу заинтересованных сторон. Минимум — два экземпляра, но для серьезных сделок между, например, двумя организациями, непосредственно в процедуре могут участвовать трое, четверо и более человек. Каждый из них должен получить по одному экземпляру документа.

В большинстве случаев рекомендуется заверять акт у нотариуса. Это гарантирует его юридическую силу и позволит, при необходимости, использовать документ при судебном разбирательстве.

Если осматривается жилое помещение, важно проверить состояние санузлов, наличие капитального и косметического ремонта, и другие составляющие, которые необходимы для комфортабельного проживания в квартире или частном доме.

Если же осматриваемый объект относится к коммерческой недвижимости, то комиссия должна оценить соответствие внутреннего обустройства нуждам производства. Например, если организация занимается работой с изделиями из дерева, внутренние помещения должны быть хорошо защищены от сырости.

Пример составления документа

Образец акта осмотра помещения

Хотя унифицированной формы акта осмотра помещения и нет, но рекомендуется соблюдать определенные правила оформления документа. Чтобы выполнить все по правилам, рекомендуется следовать стандартным рекомендациям делопроизводства.

Пошаговая инструкция по составлению акта осмотра помещения, по мере заполнения:

  1. В «шапке» документа нужно написать его полное название с кратким указанием сути. Кроме того, там же вписывается название населенного пункта, где происходит оформление, а также дата составления акта, в формате: число, месяц (прописью) и год.
  2. Следующим пунктом идет перечисление лиц, входящих в состав проверяющей комиссии. На каждого из членов нужно вписать следующую информацию: фамилию, имя и отчество, наименование представляемой организации и должность в ней.
  3. Затем вписываются сведения о самом объекте недвижимости. Это включает его наименование и назначение, данные о собственнике и адрес.
  4. Предпоследняя часть предназначена для выводов комиссии. Здесь указывается информация о состоянии недвижимости, насколько она соответствует стандартным требованиям для жилого или нежилого помещения, и имеются ли нарекания и замечания. Последний момент, при наличии, должен быть описан максимально подробно. Желательно приложить фото- и видеоматериалы.
  5. Заключительная часть выделяется для подписей членов комиссии и, если в этом есть необходимость — для всех соответствующих печатей.

Кроме вышеперечисленных, в акт осмотра помещения могут быть добавлены и дополнительные пункты с информацией, в зависимости от ситуации.

Бланк и образец

Здесь можно скачать бланк и образец типового акта осмотра помещения. Он может использоваться и для жилой, и для нежилой недвижимости, при условии внесения соответствующей информации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here