Образец заполнения акта на списание материалов

Основания составления акта списания материалов

Организации, занимающиеся производством чего-либо, нуждаются для этого в самых различных материалах. Однако возникают ситуации, когда имеющееся сырье и инструменты непригодны для использования, и только занимают место на складах. Просто выбросить их нельзя по ряду причин. Поэтому сначала требуется оформить специальный акт на списание материальных ценностей. Его назначение, а также порядок всей процедуры описаны далее в статье.

Порядок списания материалов

Итак, что делать в тех случаях, когда материалы, находящиеся у организации на балансе, пришли в негодность и использовать их для производства уже нельзя? Чтобы все было осуществлено по закону и у владельца предприятия в будущем не возникли соответствующие проблемы, нужно выполнить определенный порядок действий.

Сначала составляется специальная комиссия. Она должна состоять из материально ответственных лиц, работающих в различных структурных подразделениях фирмы. Их главная задача — выявить и освидетельствовать наличие повреждений и дефектов у материалов, оборудования, мебели, инструментов и других материальных ценностей, которые содержатся на балансе организации.

После того, как комиссией будет проведен осмотр и факт наличия дефектов будет подтвержден, они должны составить акт о списании материалов. Но если вся процедура проводится в серьезной и крупной организации, необходимо предоставить важные причины для списания материалов. Причем они должны быть подтверждены вспомогательной документацией.

В качестве подобных доказательств могут выступать следующие документы:

  • Отчеты о том, сколько было произведено за определенный период продукции. Также в этих бумагах указывается точный объем, наименование и назначение, куда произведенный товар был направлен.
  • Отчеты материально ответственных лиц касательно того, какие материальные ценности и в каком объеме были использованы для производства.
  • Нормативы организации в отношении расчета материальных расходов для изготовления конкретной единицы товара.
  • Письменные подтверждения о перерасходе материалов по отношению к нормативам, с обоснованием причин, почему это происходило.
  • Другая финансовая и учетная документация.

Перед тем, как материальные ценности будут окончательно списаны, на предприятии нужно провести полную инвентаризацию имущества и внести результаты проверки в соответствующие журналы.

Назначение акта на списание материалов

Разумеется, акт о списании материалов используется только предприятиями, которые имеют дело с товарно-материальными ценностями (для сферы услуг он не актуален). И этот документ играет важную роль в процедуре учета расходных материалов и оборудования, принадлежащих подобным организациям.

Главное назначение акта о списании материалов — подтверждение того факта, что они действительно непригодны для дальнейшего использования и списаны, а не «переданы» во владение частным лицам за определенное вознаграждение в обход бухгалтерии фирмы. Проще говоря, для контроля за тем, чтобы материальные ценности использовались организацией в целом, а не частными лицами (это касается и руководящего состава).

Кроме того, при отсутствии акта о списании материалов, даже использованное сырье и износившиеся инструменты, по-прежнему, числятся на балансе организации. Это сильно затрудняет пополнение запасов материальных ценностей и может замедлить темпы производства фирмы. Более того, материалы, которые не были списаны, по-прежнему подлежат налогообложению, увеличивая расходы предпринимателя.

Правила оформления и содержание документа

Хотя унифицированной формы акта на списание материалов не предусмотрено, есть ряд методических указаний по ее составлению. Желательно, чтобы организация предварительно составила бланк этого документа в соответствии со стандартными требованиями к оформлению и содержанию. Последние подробно описываются в тексте Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Составлять акт целиком от руки нежелательно. Его потребуется оформлять неоднократно, поэтому лучше прибегнуть к составлению бланка, который будет распечатываться по мере необходимости.

В содержании бланка акта на списание материалов должна содержаться следующая информация:

  • Наименование документа.
  • Дата, когда он был составлен.
  • Полное наименование организации.
  • Содержание хозяйственной операции.
  • Стоимость/ценность хозяйственной операции в денежном и натуральном выражениях.
  • Перечень лиц, ответственных за проведение данной хозяйственной операции и правильность ее оформления. В данном разделе нужно указать следующую информацию о членах комиссии:
    • ФИО;
    • должность;
    • квалификация;
  • Подписи всех членов комиссии с расшифровками.

На документе должна присутствовать также печать организации. В некоторых случаях может потребоваться еще и нотариальная заверка с подписью юриста.

Пример заполнения акта на списание материалов

Но чтобы порядок составления акта на списание материалов стал более понятен, необходимо более подробно описать данную процедуру.

В целом документ состоит из двух глобальных частей.

Первая часть акта на списание материалов:

  • В верхнем правом углу вписывается полное наименование предприятия, после чего данные руководителя, который утвердит оформляемый акт. Информация о руководителе должна включать его фамилию, имя, отчество и должность.
  • В центре вписывается название документа с кратким описанием его сути. Под названием вписывается дата: число, месяц (прописью) и год.
  • Следующим пунктом перечисляются все члены комиссии, проводящей данную процедуру. Нужно указать ФИО и должность каждого из них.
  • Затем фиксируется сам факт списания материальных ценностей, наряду с перечнем причин для процедуры. В число последних могут входить:
    • непригодность к использованию;
    • наличие выявленных дефектов;
    • истекший срок амортизации;
    • моральное устаревание.

Вторая часть — это таблица с перечислением всех материалов, подвергшихся списанию. Стандартный набор разделов таблицы включает:

  • Наименование материала/оборудования.
  • Общее количество.
  • Стоимость одной штуки.
  • Примечания.

Под таблицей вписывается общая стоимость списанных материалов, цифрами и прописью.
В самом низу члены комиссии ставят свои подписи с расшифровками, после чего на документе должен подписаться руководитель организации, после ознакомления с текстом, разумеется.

Скачать образцы документов

Ниже можно скачать бланк и образец акта о списании материалов.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here