Стили в архитектуре X — XX веков

Архитектура — это «область строительного искусства, занимающаяся возведением и художественной отделкой зданий». Как и в других видах искусства, в архитектуре есть свои стили и направления, меняющиеся от эпохи к эпохе. Причем происходит это не только благодаря появлению новых строительных методов и материалов. Важную роль играют культурный контекст, политический строй и господствующая в обществе идеология.

Романский стиль: мой дом — моя крепость

Церковь Святого  Якоба в Регенсбурге
Церковь Святого Якоба в Регенсбурге

Этот стиль возник в Западной Европе в X веке и господствовал вплоть до XII, а в ряде стран — и до XIII века. Свое название (от латинского слова «Roma» — «Рим») он получит из-за того, что зародился в областях, входивших в состав Римской империи.

Для романского стиля характерны массивность, строгость и отсутствие излишеств. Строения, считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид крепостей: это замок-крепость и храм-крепость. Романский стиль отличают толстые массивные стены, узкие окна-бойницы и высокие башни. В период постоянных феодальных междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во время войны. Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.

Однако междоусобные войны были не единственной причиной для того, чтобы делать стены зданий столь массивными. Основным типом перекрытия в этот период были каменные своды, и толстые стены были необходимы для того, чтобы выдерживать вес перекрытия. Внутри романские храмы украшались росписями, рельефами и скульптурой. Одним из наиболее часто повторяющихся элементов были полуциркульные арки.

Готический стиль: стремление к небу

Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери

Готический стиль зародился в Северной Франции во второй половине XII века и до XV-XVI веков был господствующим архитектурным стилем в Западной и Центральной Европе. Название «готический» (от итальянского слова «gotico» — варварский) было дано ему не современниками, а гуманистами эпохи Возрождения, стремящимися провести границу между Ренессансом и Средними веками. Иногда этот стиль называют стрельчатым, так как в нем преобладает остроконечная стрельчатая форма арки, а также дверей и окон.

В отличие от массивных и приземленных зданий романского типа, готические сооружения кажутся изящными и стремящимися в небо. Это впечатление подчеркивается высокими ажурными башнями и обилием декоративных деталей. Окна становятся более широкими и украшаются разноцветными витражами. Каркасная конструкция готических соборов распределяла нагрузку иначе, чем в романских строениях. Тяжелый романский свод сменился нервюрным крестовым, опирающимся не на стены, а на арки и выступающие ребра каркаса — нервюры, которые в свою очередь передавали нагрузку каркасу из столбов или колонн. Это позволило облегчить стены и перекрытия, увеличить площадь и высоту зданий, а также размеры и количество окон. Таким образом, готические церкви стали более просторными и светлыми, чем романские.

Архитектура Ренессанса: торжество разума

Собор Святого Петра
Собор Святого Петра

Ренессанс или эпоха Возрождения — это период с конца XIV — по начало XVII веков. Свое название он получил потому, что в это время шло активное возвращение к трудам античных авторов и основам античной культуры. В архитектуре это проявилось в заимствовании черт римской классической архитектуры: простоты, четкости, пропорциональности и упорядоченности. На смену ломанным несимметричным линиям готических соборов пришли строгие геометрические формы светских сооружений: дворцов, городских домов и общественных зданий. Основными используемыми в архитектуре фигурами стали квадрат, прямоугольник, шар и куб.

Вертикальную организацию пространства, свойственную готике, сменила горизонтальная. В архитектуре жилых зданий появились карнизы и балконы. Основные элементы этого стиля — колонна, пилястра и пилон. Стали популярными глухие своды и купола, которые украшают росписью. Архитекторы постепенно отказывались от готической каркасной конструкции и возвращали стенам их несущее значение.

Барокко: форма превыше содержания

Церковь Святой Сусанны в Риме
Церковь Святой Сусанны в Риме

Стиль барокко пришел на смену стилю эпохи Возрождения. Он начал зарождаться в конце XVI столетия в Италии, а затем распространился по всей Европе и до середины XVIII был господствующим. Полагают, что название «барокко» происходит от португальского «perola barroca», что значит «жемчужина причудливой формы».

Основными признаками барокко были пышность, парадная торжественность и подчеркнутая монументальность. На смену геометричности и рациональности Ренессанса пришли усложненность пространства и объемов, сложные криволинейные формы и преобладание декоративного начала. При этом логика построения планов и соответствие между внешними объемами и внутренней структурой здания нередко уходили на второй план. Обилие декоративных деталей зачастую существенно искажало представление о конструкции строения.

Архитекторы стиля барокко активно использовали скульптурные изображения, обычные колонны часто заменялись теламонами и каритиадами — колоннами в виде мужских или женских фигур. Еще одной отличительной особенностью барокко стали «нечеловеческие» масштабы. Так, окна и порталы иногда превышали человеческий рост в десять и более раз.

Рококо: легкость бытия

Дворец Амалиенбург под Мюнхеном
Дворец Амалиенбург под Мюнхеном

Название этого стиля происходит от французского слова «rocaille», обозначающего элемент орнамента в виде стилизованной раковины. Стиль рококо возник во Франции в первой половине XVIII века. Архитекторы рококо не вносили изменений и новизны в конструкцию зданий, поэтому отличие рококо от барокко касается в основном отделки и декораций.

Особенности рококо — прихотливо изогнутые поверхности, очень сложные лепные и резные узоры, позолота, прихотливые завитки, асимметричные детали, обилие скульптур. Помещения украшаются многочисленными зеркалами. Среди скульптурных сюжетов преобладают мифологические, пасторальные и эротические, а среди орнаментов — раковины, цветочные гирлянды, маски и листья растений. Формы и элементы сочетаются самым причудливым образом, без следования каким-либо правилам. Архитектура стиля рококо отличается легкостью, грациозностью, роскошью и изяществом, при этом она зачастую утрачивает соразмерность деталей.

Классицизм: красота в гармонии

Большой театр в Москве
Большой театр в Москве

Классицизм — это направление в европейском искусстве XVII — начала XIX веков. Оно зародилось во Франции, став отражением подъема идеи абсолютизма. Гармоничность, рациональность и величественность классицизма как нельзя лучше соответствовали духу этого времени.

В основе классицизма лежит подражание античной архитектуре с ее строгими пропорциями и канонами как идеальному образцу. Основное влияние на этот стиль оказал древнегреческий ордерный храм: обнесенное колоннадой прямоугольное сооружение с двускатной кровлей и трехступенчатым цоколем. Архитектуре классицизма присущи симметричность и геометризм форм и линий. Господствующими элементами этого стиля стали купол, арка и колонна.

Классицизм изменил не только представление о внешнем облике зданий, но и о принципах планировки городов. Ярким примером классицисткой планировки стал Санкт-Петербург с перпендикулярным пересечением улиц и открытыми площадями. Большое внимание уделяется окружению здания. Идеальным оформлением для особняка построенного в этом стиле становится парк.

Ампир: слава победителям

Триумфальная арка в Париже
Триумфальная арка в Париже

Ампир был господствующим стилем в архитектуре и декоративном искусстве в течение первой половины XIX века. Его название происходит от от французского слова «empire» — империя. Зарождение и развитие ампира тесно связано с империей Наполеона I. В этот период происходит обращение к художественному наследию Древнего Рима с его культом величия, мощи и воинской силы. Отличительными особенностями ампира стали массивные монументальные формы, а также обилие военной символики в архитектурных деталях и декорациях: мечей, копий, щитов, орлов, доспехов, лавровых венков и т.д.

Мемориальная архитектура этого стиля, прославляющая военные успехи государства, зачастую повторяла древнеримские образцы. Так, триумфальная арка, стоявшая на площади Каррузель была повторением римской арки Септимия Севера. Ампир включал в себя не только древнеримские, но и древнеегипетские архитектурные элементы, например, египетский орнамент и стилизованные изображения сфинксов.

Ампир получил распространение не только во Франции, но и в странах, входивших в состав антинаполеоновских коалиций. В этих странах ампир служил для прославления победы над Францией.

Эклектика: архитектура-ассорти

Королевский павильон в Брайтоне
Королевский павильон в Брайтоне

Название этого стиля происходит от греческого слова «ekiektikos» — способный выбирать, выбирающий. Эклектика была преобладающим архитектурным направлением в Европе и России в 1830—1890-х годах. Она соединила в себе элементы, относящиеся к разным стилям и эпохам, за что получила свое второе название — историзм.

Отказ от следования античным канонам классицизма и ампира сделал возможным проявление неслыханной до этого творческой свободы для архитекторов и их заказчиков. Конструкция и внешний вид зданий определялись почти исключительно его функцией, а также художественным вкусом и платежеспособностью заказчика.

Широко использовались элементы разных исторических архитектурных стилей, как европейских, так и восточных, например, индийского.

Модерн: новизна естественности

Дом Бальо в Барселоне
Дом Бальо в Барселоне

Название этого стиля, популярного в конце XIX — начале XX века, в переводе с французского означает «современный». Еще одно его название — арт нуво — означает «новое искусство». Представители модерна, в отличие от представителей эклектики, стремились к тому, чтобы все элементы зданий подчинялись единому замыслу и ритму. Отличительными особенностями искусства модерна стали символизм, а также отказ от симметричных форм, прямых линий и углов. Архитекторы этого периода протестовали против искусственной упорядоченности и воссоздавали в своих строениях естественные природные линии.

Еще одной особенностью архитектуры модерна было использование разнообразных, в том числе и принципиально новых строительных и отделочных материалов. Сталь, стекло, бетон сочетаются с более традиционными кирпичом, деревом и камнем. Шел активный поиск новых архитектурных приемов и технологий, необходимых для строительства вокзалов, аэропортов, заводов и выставочных залов. Здания, построенные в стиле модерн сочетают в себе красоту и функциональность.

© WhoYouGle.ru
e-mail: info@whoyougle.ru