Знаменитые литературные сыщики

Начало детективному жанру в современной литературе было положено в апреле 1841 года, когда в свет вышло «Убийство на улице Морг» Эдгара Аллана По. Гениальный сыщик Огюст Дюпен, придуманный великим американским писателем, стал первым литературным героем, для которого раскрытие преступлений было не только профессиональной обязанностью, но и призванием.

Канон, впервые предложенный Эдгаром По в «Убийстве на улице Морг» (рассказ опубликован в апреле 1841 года в американском журнале Graham?s Magazine), выдержал проверку временем: больше двух веков у читателей замирает дух от головоломных тайн и возможностей человеческого интеллекта, больше двух веков любители детектива получают непеременный бонус в финале, потому что только в детективе победа добра над злом неизбежна!

Небольшим циклом про супер-сыщика Огюста Дюпена Эдгар По заложил основы жанра и ввел в литературный обиход нового героя, неизвестного публике ранее. Благородный герой-сыщик наделен выдающимися умственными способностями и «даром анализа», которое служит ему «источником живейшего наслаждения». Он умело пользуется своим даром и распутывает все узелки — во славу закона и на радость читателю. «Всякая задача, — говорит об Огюсте Дюпене рассказчик, — высекающая искры из его таланта, ему приятна. Он обожает загадки, ребусы и криптограммы, обнаруживая в их решении проницательность, которая уму заурядному представляется чуть ли не сверхъестественной».

Гениальному сыщику нужен партнер — для помощи в распутывании преступлений, а также для выполнения функции греческого хора, и в дальнейшем почти все известные герои нового жанра обзаводятся верными друзьями, помощниками или на худой конец соседями.

Предтечей всех литературных сыщиков был француз Эжен Франсуа Видок, бандит, переквалифицировавшийся в полицейского и ставший в начале XIX веке одним из основоположников сыска. В 1828 году Видок опубликовал свои «Мемуары», которые по всей Европе пользовались большой популярностью.

Эдгар По — Огюст Дюпен

Эдгар По

Странности, причуды, особенности. Огюст Дюпен, несмотря на аналитический склад ума — романтический герой. Он влюблен в ночь, и только ночью чувствует себя в своей стихии.

Партнер. У Огюста Дюпена это анонимный рассказчик, его альтер эго.

Творческий метод. Огюст Дюпен, несмотря на то, что является первопроходцем в жанре — настоящий профи: он не просто думает, сопоставляет и анализирует, не только пользуется методом психологического анализа, чтобы проникнуть во внутренний мир преступника, он применяет все научные методы, бывшие тогда в распоряжении криминалистов. Он берет отпечатки пальцев, исследует волосы и другие интересные предметы, которые находит на месте преступления, и проч.

Конан Дойл — Шерлок Холмс

Конан Дойл

Странности, причуды, особенности. Шерлок Холмс склонен к депрессии, употребляет наркотики и играет на скрипке.

Партнер. Шерлок Холмс предусмотрительно обзавелся доктором Ватсоном, который своим простодушием призван оттенить изощренный ум Холмса. Если бы доктора не было, кому бы Шерлок рассказывал о своем дедуктивном методе?

Творческий метод. Шерлок Холмс твердит, что его метод — дедукция, доверчивый Ватсон кивает головой. Дедукция дедукцией, но на гениального сыщика работают неожиданные для джентльмена знания, тренированные мозги, навык логически мыслить, тонкий психологизм и невероятная наблюдательность, а также организаторские способности: в сущности, Шерлок Холмс заменяет собой целый «убойный отдел».

Агата Кристи — Эркюль Пуаро

Агата Кристи

Странности, причуды, особенности. Пуаро — бельгиец, что уже само по себе экзотика, бельгиец для англичанина — что-то вроде чукчи из анекдота. Лелеет свои усы, что в глазах публики выглядит странным занятием, кроме того, говорит с акцентом и чудовищно старомоден.

Партнер. Рядом с Эркюлем Пуаро добрый доктор Гастингс, которому Пуаро ответственно заявляет: «Вы, Гастингс, незаменимый человек для меня, как для сыщика, потому что вы настолько заурядны, что благодаря этому я могу найти преступника, который прячется в толпе. Общаясь с вами, я понимаю логику обычного человека».

Творческий метод. Сыщицкий девиз Эркюля Пуаро: «Метод, порядок и серые клеточки». Серые клеточки Пуаро, а также его исключительно высокая самооценка и вера в логику творят чудеса: напрягая мозги, он делается практически ясновидящим, иначе и не объяснишь его догадки и озарения.

Агата Кристи — Мисс Марпл

Странности, причуды, особенности. Мисс Марпл, наделенная острым умом и недюжинными логическими способностями, косит под обычную старушку, что помогает ей не только обнаружить много тайн в повседневной жизни соседей, но и спровоцировать злодеев обнаружить свои злодейские намерения. Ее дряхлость обманчива, это всего лишь маска, которую она с удовольствием отбрасывает, когда с упорством гончей идет по следу.

Партнер. Мисс Марпл окружена недалекими, ненаблюдательными, в общем, обычными людьми, а также косными полицейскими. Для «поговорить» есть соседки, служанки соседок и родственники.

Творческий метод. Мисс Марпл пользуется проверенным женским оружием — вниманием к деталям и сплетням. Она все подмечает и ничего не упускает из вида. У нее прекрасная память и неподдельный интерес к жизни во всех ее проявлениях. Ее метод — как вязание: долгий и нудный процесс набора петель, а потом — раз! И злодей в ловушке.

Гилберт Честертон — Патер Браун

Гилберт Честертон

Странности, причуды, особенности. Патер Браун — маленький священник с «непропорционально большой головой», он бледнеет при виде трупа, любое злодейство оскорбляет его нравственное чувство. Его сила — не только в силе ума. Он верит в то, что зло надо остановить любой ценой. Он свято верит в божественную природу человека и умеет ее разглядеть.

Партнер. Патер Браун — сыщик поневоле, в этом ремесле он одиночка. Однако иногда делится с преступившим закон грешником своими мыслями о природе добра и зла, поскольку ненавидит только само зло, а не его носителей.

Творческий метод. У отца Брауна не только мощные аналитические способности и несокрушимая твердость духа во славу господню. Он еще умеет разговаривать с людьми, понимать их, задавать им правильные вопросы и убеждать в неизбежной победе Добра. Он и не пытается перехитрить противника, понимая, что на его поле проиграет. Он перетягивает его на свою территорию, где чувствует себя всемогущим: на территорию духа.

Жорж Сименон — Комиссар Мегрэ

Жорж Сименон

Странности, причуды, особенности. Комиссар Мегрэ и его трубка — одно целое. Также он много пьет, то есть буквально при каждом затруднении, из которых, собственно, и состоит его профессиональная жизнь, он прикладывается к коньяку или к бутылочке пивка. Он не спился, видимо, исключительно благодаря заботам мадам Мегрэ — у него, этого счастливчика, в отличие от литературных собратьев-одиночек, есть семья. Мегрэ плохо образован, но социально озабочен и не чужд приступам гуманизма.

Партнер. У комиссара Мегрэ в подчинении целый отдел, есть на ком оттачивать свой юмор и заодно делиться впечатлениями по поводу подозреваемых.

Творческий метод. Комиссар Мегрэ — гений интуиции. Он также наделен особым даром чувствовать и понимать людей, загнанных в угол. Не пренебрегает и простой слежкой, но основная работа происходит у него в голове.

Рекс Стаут — Ниро Вульф

Странности, причуды, особенности. Ниро Вулф — коллекционер и страстный любитель орхидей и привередливый ценитель хорошей кухни. Большое внимание уделяет четкому распорядку дня. Недолюбливает женщин и все современные средства передвижения. Почти не выходит из дома. Перед тем, как вынести вердикт по расследуемому делу, впадает в транс.

Партнер. Роль бестолкового участника расследования, которому необходимо вправить мозги (а заодно и читателю объяснить отсутствующие в повествовании логические цепочки) в романах Стаута отведена полицейскому инспектору Кремеру, завидующему талантам Вульфа. Именно перед Кремером наш герой часто держит финальную речь, в которой ставятся все точки над «и».

Творческий метод. Расследуя преступления, Ниро Вульф «манипулирует губами» — втягивает и выпячивает губы. Именно в таком режиме он анализирует собранную секретарем и помощником Арчи Гудвиным информацию, чтобы осмыслить картину происшествия и понять, кто же убийца. Похоже, мотор всего предприятия — именно Арчи Гудвин, потому что все необходимые и достаточные для раскрытия преступления сведения боссу на блюдечке приносит именно он. А Ниро Вульфу только и остается что демонстрировать свою гениальность: работать сыщиком, не покидая своего дома — такое под силу только гению.

Лев Овалов, советский фольклор — майор Пронин

Странности, причуды, особенности. Майор Пронин — настоящий чекист, поэтому он человек без свойств.

Партнер. Майор Пронин в соответствии с уставом тайну следствия отнюдь не разглашает

Творческий метод. Майор Пронин, отчасти фольклорный персонаж, давно живет своей отдельной от породившего его автора жизнью и может воспользоваться любым современным методом раскрытия преступлений. Почему именно этот заурядный служака стал героем лихих антисоветских анекдотов — абсолютная детективная загадка.

Б. Акунин — Эраст Фандорин

Борис Акунин

Странности, причуды, особенности. Эраст Фандорин хорош собой, безудержно смел, от всех прочих смертных его отличает феноменальное, стопроцентное везение во всех азартных играх, в том числе играх со смертью. Неразлучен со своим верным слугой японцем Масой. Заика. Истинно романтический герой с романтическими представлениями о долге и чести и романтической внешностью, чуждый цинизма и низменных практических интересов.

Партнер. Для греческого хора слуга, товарищ по оружию и практически брат Маса не годится, поскольку не очень хорошо говорит по-русски. Так что идеальный во всех отношениях герой долгих разговоров не ведет — к тому же чуткий к современному темпоритму автор справедливо понимает всю их пагубность там, где читатели жаждут экшна.

Творческий метод. У Эраста Фандорина миссия — спасать отечество. В соответствии с этой миссией он оснащен силой и технологическими достижениями Запада и мудростью и боевыми искусствами Востока.

© WhoYouGle.ru
e-mail: info@whoyougle.ru