Первый допрос Галилео Галилея

12 апреля 1633 года состоялся первый допрос Галилео Галилея в суде Святой инквизиции в Риме. Галилей провел в заключении 18 дней: с 12 по 30 апреля. Процесс закончился отречением и публичным покаянием Галилея 22 июня 1633 года в церкви Maria Sopra Minerv.

Жизнь до процесса

Галилео Галилей родился в Пизе в 1564 году в знатной, но обедневшей семье. Отец его, Винченцо Галилей был известным музыкантом и композитором. Галилео сначала учился в монастырской школе, потом в университете Пизы. Здесь он изучал медицину, но увлекся математикой и очень быстро добился впечатляющих успехов. 22-х лет Галилей написал свою первую работу — «Маленькие весы», посвященную определению центров тяжести фигур. В 1589 году он получил кафедру математики в Пизе, а в 1592-м — в Падуе.

Галилео Галилей. Неизвестный художник
Галилео Галилей. Неизвестный художник

Карьера Галилея развивалась стремительно. Он занимался многими областями математики, механики и астрономии, и совершил такое количество открытий, что даже перечислить их трудно. Альберт Эйнштейн назвал Галилея отцом современной науки, и в этом нет преувеличения. Галилей не просто проводил блистательные исследования, он закладывал те основы, которые определяют науку и по сей день. Галилей первым отчетливо осознал важность эксперимента и доказал эффективность научного опыта; первым направил на небо 32-кратную зрительную трубу и увидел пятна на Солнце, горы на Луне, спутники Юпитера, фазы Венеры и столько необычайного, что родилась современная наблюдательная астрономия; он первым пришел к пониманию бесконечности, как основы математического анализа, и хотя не нашел нужного вычислительного аппарата, за ним последовали его ученик Кавальери, а потом Ньютон и Лейбниц.

В 1610 году после выхода «Звездного вестника», в котором Галилей рассказал о своих астрономических открытиях, к нему пришла европейская слава. Он назвал открытые им спутники Юпитера «медичийскими звездами» в честь правящей династии герцогов Тосканы. Они не остались в долгу. Герцог Козимо II Медичи предложил Галилею место советника при тосканском дворе. В обязанности Галилея входило участие в обучении детей герцога, и практически все свое время ученый смог посвятить научным исследованиям, не заботясь о хлебе насущном. Он стал обеспеченным, уважаемым первыми лицами государства человеком, с казалось бы безоблачным будущим.

Система Коперника

Одной из своих важнейших задач Галилей считал пропаганду и доказательство системы Коперника. До 1616 года никакого особенного риска в отстаивании гелиоцентрической системы не было. Книга Коперника, в которой предполагалось, что в центре Вселенной покоится Солнце, а Земля вращается вокруг него на третьем небе, вышла в 1543 году. Ее автором был каноник, издал ее почтенный теолог, посвящена книга Папе Павлу III.

Пьетро да Кортона. Папа Урбан VIII. 1627 год
Пьетро да Кортона. Папа Урбан VIII. 1627 год

Более того, католическая церковь неоднократно прямо высказывала свое положительное отношение к гелиоцентрической системе. Галилей любил цитировать кардинала Барония, говорившего, что Библия учит тому, как взойти на небо, а не тому, как устроено небо. А Папа Урбан VIII — друг Галилея, один из самых просвещенных людей своего времени, говорил, что у католической церкви много догматов, но догмата о том, что Земля находится в центре Вселенной — нет.

И тем не менее в 1616 году книга Коперника была внесена Индекс запрещенных книг, правда только во вторую его часть, куда заносили книги, которые издавать можно, но только после внесения необходимых поправок. Кардинал Бартемини официально предупредил Галилея, что если он продолжит отстаивать учение Коперника, у него могут быть неприятности. Кардинал писал, что и система Коперника, и система Птолемея могут рассматриваться как допустимые математические модели, а вот претендовать на понимание того, как все устроено на самом деле, ученому не следует. Внушение было достаточно строгим, и Галилей согласился.

В 1623 году Папой под именем Урбана VIII становится друг Галилея кардинал Маттео Барберини. Галилей готовит и с разрешения цензуры издает в 1632 году книгу «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой». В книге подробно излагаются обе точки зрения. То, что автор является сторонником Коперника, можно при желании подчеркнуть, но можно и не обращать на это специальное внимание.

Но 69-летний Галилей получает предписание явиться в Рим для расследования его дела в Святой инквизиции.

Процесс

Процесс начался допросом 12 апреля. Всего допросов было четыре. 18 дней Галилей был в заключении. Он содержался в довольно комфортных условиях, и к нему допускалась прислуга. То, что к старому знаменитому ученому, которому сочувствовали многие высшие католические иерархи, применялись пытки или даже угроза пыткой, кажется практически невероятным. Тем более что в этом и не было необходимости — Галилей сразу согласился считать «ложным мнение, полагающее Солнце в центре Вселенной и неподвижным».

30 апреля Галилей был освобожден. Он жил в тосканском посольстве, ожидая вынесения приговора. В приговоре сказано: «Объявляем тебя, Галилей, за все вышеизложенное и исповеданное тобою под сильным подозрением у сего Св. судилища в ереси, как одержимого ложною и противною священному и божественному писанию мыслью, будто Солнце есть центр земной орбиты и не движется от востока к западу, Земля же подвижна и не есть центр Вселенной. Также признаем тебя ослушником церковной власти, запретившей тебе излагать, защищать и выдавать за вероятное учение, признанное ложным и противным Св. писанию».

Жозеф-Николя Робер-Флер. Галилей перед судом инквизиции. 1847 год
Жозеф-Николя Робер-Флер. Галилей перед судом инквизиции. 1847 год

22 июня 1633 года Галилей произнес слова отречения от гелиоцентрической системы: «от чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, возненавидев вышеуказанную ересь».

То что Галилей гордо бросил своим судья: «А все-таки она вертится», является позднейшей легендой.

«Диалог» был запрещен. Галилея приговорили в течении трех лет раз в неделю прочитывать семь покаянных псалмов. До конца своих дней он считался узником инквизиции. Галилей жил в своем имении Арчетри, близ Флоренции. Астрономией он больше не занимался, но написал книгу «Беседы и математические доказательства», которая стала настольной книгой математиков XVII и XVIII столетий. Книга вышла 1638 году в Голландии. В 1637 году Галилей ослеп. Он умер 8 января 1642 года.

За что судили Галилея

Несмотря на то, что традиционно причины суда над Галилеем представляются крайне просто: церковники-мракобесы расправились с прогрессивно мыслящим ученым, — остается много вопросов. В частности, эти «мракобесы» были люди широко образованные и сочувствующие науке, и к Галилею многие из них относились с глубокой симпатией, а «прогрессивно мыслящий ученый», несомненно, был верующим католиком, и всегда это подчеркивал.

У Галилея был покровитель — его ученик, герцог Тосканы Фердинанд II, который никогда не оставлял своего учителя заботой и опекой. Сурово осудить Галилея для Рима значило испортить отношения с могущественным соседом.

Не вполне понятно, кому и зачем понадобился этот процесс над знаменитым, престарелым ученым.

Согласно, одной из версий на Галилея обиделся его друг — папа Урбан VIII, увидевший себя в образе простака — Симпличио, который в «Диалоге» отстаивает точку зрения Птолемея и очевидно проигрывает. И Папа решил Галилея наказать.

Другие исследователи пришли к выводу, что в суде инквизиции Галилея не наказывали, а спасали. Согласно этой версии, проступок Галилея состоял не в утверждении гелиоцентризма, а в «евхаристической ереси». В инквизицию поступило обвинение Галилея в атомизме. А вот оно-то грозило ученому трагическими последствиями.

Никаких надежных подтверждений, что существовало такое обвинение, нет. Впрочем, если дело действительно обстояло так, сами судьи должны были позаботиться, чтобы не осталось никаких документов, а желательно и свидетелей — ведь инквизиторы шли на прямой подлог.

Ересь атомизма заключается в следующем: во время причастия (евхаристии) тело Христово содержится в любой доле хлеба и кровь Его в любой капле вина. Но если мы придерживаемся атомистической теории, хлеб делится только до определенного конечного предела — до атома, а должен делиться бесконечно, поскольку «любая доля» может быть сколь угодно малой, то есть атомизм противоречит догмату о Таинстве причастия. Именно этот догмат оказался в центре полемики между католиками и протестантами, необыкновенно острой в период Реформации.

Если бы Галилея действительно обвинили в «евхаристической ереси», спасти его от костра вряд ли смогли бы даже могущественные друзья. Поэтому, согласно этой версии, Галилея обвинили в несравнимо более мягком преступлении — в приверженности гелиоцентрической системе, и тем самым спасли.

Эта парадоксальная версия столь же сомнительна, как и версия, связанная с обидой Папы. Атомизм Галилея имеет довольно специфический характер: его атомы или неделимые «неконечны», и больше всего похожи на бесконечно-малые величины современного математического анализа: они не являются ни конечными величинами, ни «нулями», из бесконечного количества таких атомов состоят и прямая линия, и хлеб, и вино, а потому материя бесконечно делима и никакой «евхаристической ереси» в галилеевском атомизме нет. Галилей в своих рассуждениях следует за кардиналом Николаем Кузанским, который одним из первых задумался о природе актуальной бесконечности. Это можно было спокойно объяснить и в суде инквизиции.

Реабилитация

Каковы бы ни были причины процесса над Галилеем, последствия этого суда были печальны. Наука и католическая церковь оказались в жестком противостоянии. Научная мысль на юге Европы постепенно замерла, и центры развития науки переместились в протестантские страны, где идеи Галилея были подхвачены и развиты.

В 1979 году по инициативе Папы Иоанна Павла II была создана комиссия по реабилитации Галилея, и 31 октября 1992 года Папа официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку.

© WhoYouGle.ru
e-mail: info@whoyougle.ru