Быть Стэнли Кубриком

3 апреля 1968 года состоялась премьера фантастического фильма «Космическая одиссея: 2001 год» (2001: A Space Odyssey), ставшего классикой мирового кинематографа и принесшего всемирную известность своему режиссеру — Стэнли Кубрику.

Кубрика смело можно назвать одним из ярчайших режиссеров XX века. Ему с легкостью давались разные направления киноискусства, от документальных фильмов до космических и исторических блокбастеров. Многие работы этого режиссера стали классикой своего жанра и образцами для дальнейшего подражания.

Жизнь и творчество

Стэнли Кубрик. Автопортрет. Конец 1940-х гг.
Стэнли Кубрик. Автопортрет. Конец 1940-х гг.

Стэнли Кубрик родился в Нью-Йорке 26 июля 1928 года. Его родители, Жак Леонард и Гертруд Кубрик, были выходцами из Австро-Венгерии. Одним из первых творческих увлечений юного Стэнли стала фотография. Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, отец подарил ему фотокамеру. Работы Кубрика были высоко оценены: он стал официальным фотографом своей школы, а в 18 лет — сотрудником популярного американского журнала Look.

Однако интересы Кубрика не ограничивались фотосъемкой. В 1951 году он снял свой первый фильм, черно-белую документальную короткометражку о боксе «День боя» (Day of the Fight). «Проба пера» оказалась успешной: первая же работа начинающего режиссера была куплена кинокомпанией RKO Pictures. В последствие Кубрик сделал еще три документальных фильма, среди которых был и его первый цветной фильм — «Мореплаватели» (The Seafarers). Дебютом режиссера в игровом кино, а также его первым фильмом, посвященном военной тематике, стала картина «Страх и вожделение» (Fear and Desire), снятая в 1953 году. В дальнейшем Кубрик еще не раз возвращался к теме войны, показывая ее неприглядные стороны, жестокость и, зачастую, бессмысленность.

Стэнли Кубрик
Стэнли Кубрик

Затем Кубрик пробует себя в жанре криминальной драмы: его следующими работами становятся «Поцелуй убийцы» (Killer?s Kiss, 1955) и «Убийство» (The Killing, 1956), привлекшее к нему внимание критиков, и вошедшее в число лучших фильмов жанра нуар. Скандальную славу режиссеру принесла картина «Тропы славы» (Paths of Glory) — снятая в 1957 году военная драма, рассказывающая о гибели французских солдат в Первую Мировую войну из-за некомпетентности начальства. Этот фильм был встречен настолько бурным протестом со стороны французских и бельгийских ветеранов, что его запретили к показу во Франции. Кинокритики положительно отнеслись к этой работе, по итогам которой Кубрик был назван одним из наиболее подающих надежды режиссеров своего поколения.

Свой следующий фильм, историческую и приключенческую киноленту «Спартак» (Spartacus), Стэнли Кубрик снял только в 1960 году. Принято считать, что именно со «Спартака» началась большая карьера Кубрика. Эта кинокартина имела огромный коммерческий успех, а критики отметили высокий режиссерский уровень и психологизм постановки. Стоит отметить, что «Спартак» был единственным фильмом Кубрика, при работе над которым он не принимал участие ни в написании сценария, ни в выборе актеров, ни в продюссировании.

В 1961 году Кубрик переехал в Великобританию, где начал работу над экранизацией одного из наиболее известных и сложных для переноса на киноэкран романов Владимира Набокова — «Лолитой» (Lolita). Впоследствии сам режиссер считал, что эта картина ему не удалась, однако Набоков остался доволен, и его отзывы о фильме были исключительно положительными.

В 1963 году Кубрик снял антимилитаристскую сатиру «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb), рассказывающую о ядерной войне между США и СССР. Следующей работой режиссера стала «Космическая одиссея: 2001 год» (2001: A Space Odyssey), вошедшая в историю кинематографа как один из лучших научно-фантастических фильмов. Особое внимание кинокритиков привлекли уникальные для того времени спецэффекты, а также композиция кадров, визуальный ряд, работа камеры и цветовое оформление. «Космическая одиссея» получила награду Американской академии киноискусств («Оскар») за визуальные эффекты, а также ряд других наград и номинаций. Впрочем, огромный успех этой картины был связан не только с необычными режиссерскими находками, но и с повышенным интересом общественности к освоению космоса и научно-техническому прогрессу. Автором сценария этого фильма, оказавшего большое влияние на развитие кинофантастики, выступил английский писатель Артур Кларк.

Знаменитая антиутопия «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange), снятая в 1971 году по роману Энтони Берджесса, вызвала культурный шок у ряда зрителей, и из-за большого количества сцен, содержащих насилие и секс, была запрещена к показу в Великобритании. Этот запрет продержался до самой смерти режиссера в 1999 году.

После скандального «Заводного апельсина» Кубрик снимает фильм, считающийся одним из наиболее простых и однозначных в его карьере — «Барри Линдон» (Barry Lyndon, 1975). эта его работа получила наибольшее количество наград и номинаций Американской и Британской академий киноискусства. Сюжетной линией фильма является судьба живущего в XVIII веке авантюриста, решившего любой ценой попасть в высший свет.

В 1980 году Кубрик снял мистический триллер «Сияние» (The Shining) по одноименному роману «короля ужасов» Стивена Кинга. Эта кинокартина вошла в число наиболее страшных фильмов всех времен по версии журнала Entertainment Weekly. Работа над «Сиянием» была настолько напряженной, что за две недели до объявленной даты премьеры в фильм еще вносились изменения. Стоит заменить, что не все зрители высоко оценили фильм, к тому же за эту кинокартину Кубрик получил премию «Золотая малина» как худший режиссер года.

Постер фильма «С широко закрытыми глазами». 1999 год
Постер фильма «С широко закрытыми глазами». 1999 год

«Цельнометаллическая оболочка» (Full Metal Jacket) стала последним антимилитаристическим фильмом Кубрика. Эта работа, посвященная войне во Вьетнаме и изменениям, происходящим с человеком во время боевых действий, была снята в 1987 году. Свое название фильм получил по наименованию одного из видов боеприпасов для стрелкового оружия — пули, сердечник которой полностью покрыт слоем из мельхиора или стали. Первая часть «Цельнометаллической оболочки» рассказывает о судьбе новобранцев, проходящих жесткую и даже жестокую подготовку перед отправкой на фронт; вторая показывает войну во Вьетнаме глазами военного журналиста.

Затем последовал долгий перерыв, и только в 1997 году Стэнли Кубрик приступил к съемкам своего последнего фильма — семейной драмы «С широко закрытыми глазами» (Eyes Wide Shut), которую кинопортал TotalFilm в последствие назовет самым недооцененным фильмом в истории кино. Работа над этой картиной продолжалась около двух лет, причем съемки заняли первые 400 дней, а остальное время было потрачено на послесъемочную подготовку. 7 марта 1999 года, через 4 дня после завершения монтажа фильма, Стэнли Кубрик умер, оставив после себя несколько нереализованных проектов, фильмы, ставшие классикой мирового кинематографа, и принесшие ему славу одного из лучших режиссеров XX века.

© WhoYouGle.ru
e-mail: info@whoyougle.ru