Жалоба является документом, в котором указывается просьба о защите прав и интересов конкретного гражданина, в результате нарушения их третьими лицами. Обвиняемыми в данном случае могут быть как частные физические лица, так и представители организаций, юридические лица. В зависимости от того, кто и чьи права нарушил, адресатом могут быть различные инстанции. Так же может различаться и порядок рассмотрения составленной жалобы. Все эти нюансы требуют более подробного рассмотрения.
Важно не путать термины «жалоба» и «обжалование», поскольку их часто ошибочно классифицируют как синонимичные. Жалоба — это документ, а обжалование — это процедура.
Виды жалоб
Жалоба — характеристика весьма обширная. Существует ряд типов этих документов, в зависимости от ряда факторов. На специфику оформления жалобы могут влиять особенности заявителя, нюансы процедуры, при которой осуществляется подача документа, или даже результат его рассмотрения. Подробнее виды классификаций жалоб приведены ниже.
В первую очередь такие документы классифицируют по форме поступления. Они могут быть получены уполномоченными органами:
- по почте или при личном приеме;
- через уполномоченного представителя;
- через официальные органы власти;
- через средства массовой информации;
- от других органов, учреждений, лиц, организаций.
По признаку поступления доверенность бывает: первичная, повторная, неоднократная, массовая. По виду субъекта: индивидуальная, коллективная, анонимная.
По типу оформления это может быть: телеграмма, письмо, электронное письмо. Также классифицируются доверенности по категории автора:
- участник военных действий;
- инвалид ВоВ;
- инвалид, пострадавший в ходе военных действий;
- ветеран труда;
- инвалид I/II/II группы;
- ребенок с инвалидностью;
- одинокая мать;
- мать-героиня;
- многодетная семья;
- лицо, пострадавшее в результате Чернобыльской катастрофы;
- лицо, участвовавшее в ликвидации последствии аварии на Чернобыльской атомной электростанции;
- Герой Советского Союза;
- Герой Социалистического Труда;
- несовершеннолетний;
- другие категории.
По социальному положению автора документа:
- пенсионер;
- рабочий;
- крестьянин;
- работник организации бюджетного характера;
- работник муниципальных служб;
- военнослужащий;
- предприниматель;
- безработный;
- несовершеннолетний/совершеннолетний учащийся (ученик, студент);
- служитель религиозной организации;
- лицо, находящееся под стражей;
- лицо, чья свобода ограничена;
- другие виды социального положения.
По итогам рассмотрения документа:
- положительное решение;
- отказано в удовлетворении;
- заявителю даны разъяснения.
По специфике формулировки выделяют административную и исковое заявление. Кроме вышеперечисленных подвидов, в индивидуальных случаях могут использоваться другие жалобы.
Правила составления
В соответствии с действующим законодательством, вне зависимости от характера нарушения, каждый гражданин имеет право направить жалобу. И хотя унифицированной формы документа не предусмотрено, есть ряд правил его составления, которым нужно следовать.
Общие требования, актуальные для всех подвидов жалоб:
- Документ должен составляться и передаваться только в письменной или электронной форме. Устное обращение не допускается и не обладает юридической силой.
- Инстанция-адресат обязательно должна знать личность заявителя, хотя он вправе требовать, чтобы его персональные данные были скрыты от третьих лиц (в случае анонимных обращений).
- В любой жалобе нужно прописать подробно шапку. В ней указываются как персональные данные заявителя/заявителей, так и информация об организации-адресате.
- Нельзя забывать вносить полное наименование жалобы, с кратким указанием ее сути (последнее не обязательно, но желательно).
- Основная часть жалобы должна включать все основные факты, которые привели к необходимости ее составления. В частности, нужно подробно описать, когда, кем и каким образом были нарушены права заявителя. Вся информация вносится с указанием только тех фактов, которые относятся к делу («лирические отступления» и сбивчивая форма повествования не приветствуются).
- В просительной части жалобы заявитель должен по пунктам перечислить перечень своих требований. Если он хочет остаться инкогнито, это должно указываться именно в данном разделе.
- Так же требуется вписать в виде списка все приложенные материалы и документы, которые выступают в качестве доказательств в данном вопросе.
- В конце заявитель ставит дату, когда документ был составлен, и свою подпись (желательно — с расшифровкой).
Порядок подачи
Прежде чем описывать порядок подачи жалобы определенного типа, нужно перечислить, в какие инстанции она может быть направлена.
Организации-адресаты жалоб:
- судебные инстанции;
- Роспотребнадзор;
- трудовая инспекция;
- управляющие компании/ТСЖ;
- жилищные инспекции;
- торговые сети;
- другие государственные и негосударственные организации.
Оформлять жалобу можно или в электронном, или в печатном виде, на бланке (можно и в рукописном, но нежелательно — с ним имеется ряд трудностей). Направляется она, соответственно, через интернет, через почту или посредством личной доставки документа заявителем.
Когда сотрудники инстанции получают жалобу, они обязаны ее рассмотреть в течение месяца. Поэтому желательно направлять ее заказным письмом, с указанием даты, когда документ был доставлен. Это требуется для страховки от недобросовестных работников, которые могут затягивать подобные процедуры.
Ответ, как правило, направляется в том же формате, что и первоначальная жалоба, по указанному в ней адресу проживания заявителя (или в соответствующий офис, если заявитель — юридическое лицо). Поэтому важно указать фактический адрес проживания, или актуальный юридический адрес.