Применение национального режима при осуществлении государственных закупок по 44-ФЗ
ФЗ-44 дает детальную информацию о том, как проводится процедура закупок для государственных и муниципальных нужд. Статья 14 Федерального закона 44 ФЗ раскрывает особенности применения национального режима в закупочной деятельности.
Что регулирует статья 14 №44-ФЗ
Ст 14 ФЗ 44 описывает правила применения национального режима закупок и устанавливает, в каких ситуациях такой режим должен применяться государственными и муниципальными заказчиками при заключении контракта. Национальный режим закона предполагает, что преимущество отдается отечественным производителям, а не иностранным.
Согласно Постановлению Правительства №925 от 2016 года, преимущества (перечисленные в 44 ФЗ ст. 14) предоставляются не только российским, но и товарам, произведенным в Казахстане и Белоруссии.
Статья 14 ФЗ состоит из 6 частей. За время существования 44-ФЗ текст статьи претерпел ряд изменений: в 2015, 2017 и в 2019 году. Последние изменения коснулись пункта 3 ст 14 44 ФЗ. Сказано, что в целях обеспечения обороны страны, защиты внутреннего рынка РФ и развития национальной экономики, устанавливается запрет на допуск ряда товаров, происходящих из иностранных государств.
Ознакомиться подробнее со статьей 14 Федерального закона 44 ФЗ можно, скачав закон полностью.
Ограничения и условия
Ч. 1 статьи 14 44 ФЗ гласит о том, что национальный режим применяется в отношении товаров иностранного происхождения, которые были произведены вне территории Российской Федерации.
При осуществлении госзакупок в рамках национального режима, ограничения делятся на 3 группы:
- Первая группа ограничений — запрещается поставлять импортную продукцию в рамках госконтракта. Распространяется на следующие отрасли: машиностроительная, легкая промышленность, производство мебели, программное обеспечение, товары с оборонным предназначением. Если при осуществлении такого рода закупок заявка одного из участников предполагает необходимость поставлять иностранные товары, она будет отклонена.
- Вторая группа — ограничение в допуске товаров иностранного производства. Подразумевает, что заказчик может рассмотреть заявку любого из участников с предложением иностранного товара, но есть условия — не должно быть российского подобного продукта. Основное распространение подобных правил закупки распространяется на такие сферы, как — лекарственные препараты, радиоэлектроника, медицинские изделия.
- Третья группа — преимущество предоставляется товарам российского производства. При осуществлении подобных закупок, заказчик вправе рассматривать все заявки, поступившие от участников. Но, только те заявки, которые содержат предложения на поставку товаров отечественного производства, будут обладать преимуществом.
Статья 14 ФЗ 44 раскрывает и нюансы касательно цены товаров. Так, если заявки участников предполагают поставку российских товаров, они оцениваются по цене, предложенной участником, но сниженной дополнительно на 15%. Если заявка получила одобрение, договор заключается по той цене, которая изначально была предложена участником.
Пример:
Двое участников подали заявки, чтобы участвовать в закупочной процедуре. Первый — товар российского производства со стоимостью 105 рублей. Второй — зарубежный товар со стоимостью в 100 рублей. При обычной процедуре однозначно победил бы товар с более низкой стоимостью. Но, так как российским производителям предоставляется преимущество, то считается, что участник предложил цену в 89,25 рублей (105-15%) и его и выбирают. Но контракт заключается по изначальной цене в 105 рублей.
Некоторые закупки предполагают проведение торгов. Если в ней победу одерживает участник, который предложил иностранные товары, контракт с ним подписывается по цене сниженной на 15% от предложенной.
Никакие преимущества не предоставляются в том случае, если закупка не состоялась, и договор был заключен только с одним поставщиком.
Статья 14 Федерального закона не предоставляет перечень продукции, которая подпадает под действие национального режима. В законе лишь содержатся отсылочные нормы на Постановления Правительства, где они приведены.
Согласно ч. 3 ст. 14 44 ФЗ в последней редакции, цели внедрения национального режима закупок следующие:
- Обеспечение безопасности страны, поддержание ее обороноспособности;
- Защита конституционного строя;
- Активизация и мотивация к развитию для внутреннего рынка;
- Предоставление помощи для развития национальной экономики;
- Толчок к развитию отечественным производителям.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона 44 ФЗ пунктом 4 Правительство располагает правом запретить поставлять товар из определенной страны, либо частично ограничить поставки. Это касается и тех товаров, на которые не распространен национальный режим 44 ФЗ. Подобные действия необходимы, чтобы предотвратить участие в государственных закупках тех стран, к которым Правительство России более не имеет доверия. К примеру, с января 2016 года Правительством были установлены ограничения на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд турецкими организациями.
Часть 3 ст 14 Федерального закона 44 ФЗ гласит, что если невозможно применить национальный режим, заказчик должен предоставить в ЕИС доказательство и объяснение принятого решения.
Часть 5 статьи 14 федерального закона no 44 ФЗ гласит, что нормативные акты с условиями поставки товаров в рамках национального режима должны быть опубликованы в ЕИС в течение 3-х дней после утверждения.
Какие документы должны приложить участники закупок
Чтобы заявка участника соответствовала требованиям национального режима, в обязательном порядке должна быть прописана страна происхождения товара. Если это требование не соблюдено, заявка не будет принята для участия.
Если закупка все же подпадает под национальный режим, заказчик должен подготовить закупочную документацию:
- указываются требования о декларировании страны происхождения;
- прописываются условия о предоставлении преимуществ товарам, которые произведены в России и странах ЕАЭС;
- указывается необходимость предоставить документы, которые подтверждают, что участник соответствует требованиям согласно со статьей 14 закона no 44 ФЗ;
- указать необходимость применения национального режима;
- указать, что поставщик несет ответственность за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара.
Заказчик может не запросить дополнительные документы во второй части заявки. В таком случае, участнику достаточно всего лишь задекларировать страну происхождения товара.
Но на практике, заказчики просят сертификат соответствия по форме СТ-1 и акт экспертизы. Эти документы необходимы для подтверждения факта, что товары произведены на территории РФ, либо были переработаны на территории РФ, Беларуси или Казахстане.
Документы поставщик должен заранее получить в Торгово-промышленной палате в региональном отделении, их изготовление платное.
Если закупки осуществляются из Перечня по Постановлению Правительства №1224 от 2013 года, участник должен предоставить документы с подтверждением того факта, что компания основана и зарегистрирована в России. Это подтверждается выписками ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Федеральный закон №44-ФЗ
Форма СТ-1 для госзакупок
Пример выписки ЕГРЮЛ
На кого распространяются положения статьи 14 ФЗ 44
Положения статьи 14 ФЗ 44 о национальном режиме при осуществлении закупок обязаны соблюдать государственные и муниципальные заказчики. Они подпадают под действие закона в том случае, если закупают товары из перечня, утвержденного Постановлениями Правительства.
Перечень товаров, которые не позволяется закупать согласно 44-ФЗ из заграницы:
- продукция машиностроения (вагоны, прицепы, тракторы) ПП №656;
- продукция легкой промышленности (одежда, сумки, обувь) ПП №791;
- программное обеспечение согласно ПП №1236;
- товары для обеспечения обороны и безопасности государства по ПП №9;
- мебель согласно ПП №1072.
Перечень иностранных товаров, которые ограничиваются:
- лекарства из перечня ЖНВЛ по ПП№1286;
- медицинские изделия (хирургическое оборудование, ортопедические изделия) по ПП №102;
- радиоэлектронная продукция согласно ПП №986;
- пищевая продукция согласно Постановлению Правительства №832.
Перечень товаров, у которых ценовое преимущество, указан в Приказе Минфина №126н от 2018 года:
- продукты питания;
- мебель;
- посуда;
- ряд других товаров.
Национальный режим по 44 ФЗ не применяется в следующих случаях:
- происходит закупка нескольких товаров, из которых некоторые под национальный режим не подпадают;
- конкурс признали несостоявшимся;
- в заявках, поступивших от участников, нет предложений о поставках российских товаров.
Согласно рекомендациям Минэкономразвития, при закупке товаров с национальным режимом необходимо требовать от поставщиков декларацию, подтверждающую, что товар произведен в России. Если на товаре не указана страна происхождения, подобные заявки рекомендуется отклонять.
При закупках, определенных ТРУ, заказчики должны применять национальный режим. Об этом также необходимо указать в извещении о закупке. Игнорировать это требование не получится, так как заказчику грозит административная ответственность.
Предусмотрены следующие штрафы:
- нарушения, допущенные в процессе рассмотрения заявок на участие в конкурсах и аукционах — 1% от НМЦК в размере от 5 000 до 30 000 рублей согласно ч. 2 ст. 7.30 КоАП;
- нарушения, допущенные при запросе котировок и предложений — 5% от НМЦК, но не более 30 000 рублей по ч. 6 ст. 7.30 КоАП.
Итак, статья 14 ФЗ 44 раскрывает особенности применения национального режима при осуществлении закупок. По закону, устанавливается полный либо частичный запрет на товары и услуги, произведенные не на территории России.
Ст 14 ФЗ 44 описывает правила применения национального режима закупок и устанавливает, в каких ситуациях такой режим должен применяться государственными и муниципальными заказчиками при заключении контракта.
Национальный режим при закупках предполагает, что преимущество отдается отечественным производителям, а не иностранным.
При осуществлении госзакупок в рамках национального режима, ограничения делятся на 3 группы:
- полный запрет на поставку импортной продукции в рамках госконтракта;
- ограничение в допуске товаров иностранного производства;
- преимущество предоставляется товарам российского производства.
Согласно ч. 3 ст. 14 44 ФЗ в последней редакции, цели внедрения национального режима закупок следующие:
- Обеспечение безопасности страны, поддержание ее обороноспособности;
- Защита конституционного строя;
- Активизация и мотивация к развитию для внутреннего рынка;
- Предоставление помощи для развития национальной экономики;
- Толчок к развитию отечественным производителям.
Положения статьи 14 ФЗ 44 о национальном режиме при осуществлении закупок обязаны соблюдать государственные и муниципальные заказчики.
- Нужна ли лицензия на не медицинский массаж
- Трудовая деятельность: производительность и расчет
- Что такое ювенальная юстиция и почему с ней борются родители
- Может ли работодатель уволить сотрудников из-за коронавируса
- Считается ли травма по дороге на работу производственной
- Что такое прямая продажа квартиры и какие плюсы у такой сделки
- Административная ответственность
- Как проверить готовность гражданства РФ?
- Какие дома самые шумные
- Чем занимается уполномоченный по правам ребенка в России