Как открыть ИП в 2020 году: пошаговая инструкция
- Кто может открыть ИП?
- Что нужно, чтобы открыть ИП?
- Шаг 1: Сбор документов
- Шаг 2: Выбор способа регистрации ИП
- Шаг 3: Выбор кодов деятельности по ОКВЭД
- Шаг 4: Заполнение заявления о регистрации ИП
- Шаг 5: Выбор системы налогообложения
- Шаг 6: Оплата госпошлины
- Сроки регистрации ИП
- Какие дальнейшие действия после открытия ИП
- Причины, по которым могут отказать в открытии ИП
Индивидуальный предприниматель (ИП) — физическое лицо, регистрирующее свою деятельность без юридического образования компании или фирмы. Это позволяет зарабатывать трудовой стаж, работая на себя. В отличие от создания организации, в этом случае не требуется уставной капитал и регистрация юридического адреса. Однако индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам всей своей собственностью.
Кто может открыть ИП?
В качестве индивидуального предпринимателя могут быть зарегистрированы:
- совершеннолетние дееспособные граждане РФ;
- несовершеннолетние граждане, признанные дееспособными решением соответствующих государственных органов;
- несовершеннолетние, имеющие разрешение на предпринимательскую деятельность от родителей или опекунов;
- иностранные граждане, имеющие временную или постоянную прописку.
Зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя не могут лица, состоящие на муниципальной или государственной службе. Иных ограничений в регистрации ИП не предусматривается.
Что нужно, чтобы открыть ИП?
Пошаговый порядок действий для самостоятельной регистрации ИП следующий:
- подготовить все требуемые документы;
- заплатить госпошлину в любом банкомате или отделении банка;
- подать документы одним из предложенных способов;
- стать на учет в территориальном налоговом отделении в соответствии с выбранным вариантом налогообложения;
- стать на учет в Пенсионном фонде;
- изготовить печать — данный шаг не считается обязательным.
После выполнения всей процедуры к указанному сроку получают документы индивидуального предпринимателя. Если планируется регистрация через представителя — предварительно понадобится составить и заверить у нотариуса доверенность.
Шаг 1: Сбор документов
Для регистрации деятельности физического лица в качестве ИП нужны определенные документы. Основные документы для открытия ИП:
- паспорт и его ксерокопия;
- заявление, составленное по форме Р21001;
- квитанция об оплате госпошлины;
- идентификационный налоговый номер (ИНН) и его копия.
Если регистрация ИП осуществляется через представителя — требуется также нотариально заверенная доверенность на представление интересов физического лица.
Представитель при этом должен иметь при себе собственное удостоверение личности и оригинал документа, позволяющего действовать от лица доверителя.
Шаг 2: Выбор способа регистрации ИП
Выделяют два основных способа регистрации индивидуального предпринимателя:
- самостоятельно;
- через регистраторов.
Законодательство предусматривает, что зарегистрировать ИП можно только по месту прописки. С учетом данного фактора второй вариант позволяет привлечь профессиональных регистраторов, которые быстро оформят и подадут нужные документы вместо самого ИП.
Такой способ обойдется дороже, общая стоимость услуг может дойти до 10 тыс. рублей вместо двух тысяч при самостоятельной регистрации. Однако обращение к профессиональным регистраторам позволит избежать ошибок и сделать все быстро, не затрачивая собственного времени.
В ряде случаев допускается зарегистрировать бизнес по месту ведения деятельности, если выбрано налогообложение по системе ЕНВД. В случае регистрации своей деятельности в нескольких субъектах РФ, документы подаются всегда в то отделение, где был оформлен первый бизнес.
На определенных условиях доступны и другие способы регистрации индивидуального предпринимателя:
- онлайн оформление на сайте ФНС с помощью электронно-цифровой подписи;
- через нотариуса — в этом случае также оформляется доверенность на представителя, нередко — юриста, который оформит ИП на физическое лицо;
- через МФЦ — обращение в многофункциональный центр удобно, когда отделение налоговой перегружено, однако в этом случае оформление займет больше времени из-за пересылки документов;
- по почте с описью вложений и объявленной ценностью — в этом случае необходимо нотариально заверить копию паспорта и заявление на регистрацию.
Каждый из способов имеет свои преимущества и подходит в тех или иных ситуациях. Однако общий порядок действий, алгоритм подачи документов и оформления статуса индивидуального предпринимателя сохраняется для всех вариантов.
Шаг 3: Выбор кодов деятельности по ОКВЭД
Перед регистрацией индивидуального предпринимателя необходимо выбрать сферу деятельности и ряд некоторых основных аспектов:
- код ОКВЭД, определяющий вид деятельности ИП — можно выбрать несколько вариантов, но первый должен быть основным;
- принцип налогообложения — оптимальным вариантом считается упрощенная система (УСН), однако в зависимости от сопутствующих факторов нередко выбирают и другие варианты;
- оформление ИНН — индивидуальный предприниматель получает идентификационный налоговый номер как физическое лицо, для оформления обращаются в налоговую службу с паспортом.
Коды Общероссийского классификатора видов деятельности (ОКВЭД) выбираются индивидуальным предпринимателем при регистрации. Данные значения позволяют обозначить спектр активности ИП, а также определить возможности для налогообложения.
Перечень кодов представлен в документе ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2). Стандартная форма заявления допускает выбор до 57 видов деятельности. Если необходимо указать больше — заполняют дополнительный лист. При этом обязательно выбирается основной тип деятельности — он обозначается первым.
В заявлении указываются только коды, содержащие четыре и более знака. Это позволяет конкретизировать деятельность индивидуального предпринимателя. При этом дополнительные коды ОКВЭД можно выбрать даже том случае, если некоторые виды занятости будут временно неактивны.
Шаг 4: Заполнение заявления о регистрации ИП
Заявление на регистрацию ИП — основной документ, по которому осуществляется создание ИП. Процедура оформления регулируется соответствующими требованиями, представленными Приказом ФНС России от 25.01.2012 N MMB-7-6/25@.
Заявление имеет утвержденную форму Р21001, ориентированную на машиночитаемость. С учетом данного аспекта к заполнению на регистрацию ИП предъявляются следующие требования:
- все буквы и символы должны вноситься в специально выделенные поля;
- буквы должны быть заглавными;
- размер, тип и цвет шрифта строго регламентированы законодательством;
- сокращения документов, регионов и иных данных прописываются в соответствии с утвержденными правилами;
- обращают внимание на требования к пропускам и переносам;
- в новой форме коды ОКВЭД вносятся четырехзначными, их значения при этом не пишутся;
- в обязательном порядке приводится ИНН физического лица.
Заполненное заявление подписывается только в присутствии работника налоговой службы при подаче документов. Если регистрация осуществляется через представителя — подпись ставится в присутствии нотариуса перед заверением.
Заявление на регистрацию ИП не будет принято при неправильном оформлении, помарках и ошибках.
Бланк заявления на регистрацию ИП формы
Образец заполнения формы Р21001
Шаг 5: Выбор системы налогообложения
Выбор системы налогообложения — один из ключевых аспектов регистрации индивидуального предпринимателя. Для ИП выделяют три основные варианта дальнейшей уплаты налогов:
- УСН — упрощенная система налогообложения;
- ПСН — патентная система налогообложения;
- ЕНВД — единый налог на вмененный доход.
Оптимальным выбором для ИП считается УСН. Чтобы открыть ИП по упрощенке, предприниматель выбирает объект налогообложения:
- “доходы минус расходы” с меняющейся в зависимости от региона ставкой в 5-15%;
- “доходы” — из всей прибыли будет взиматься налог в 6%.
Патентная система определяет процентную ставку в 6%, в некоторых видах деятельности процент снижен или равен нулю. Такое налогообложение доступно тем предпринимателям, количество работников которых не превышает 15 человек.
ЕНВД подходит для определенных видов ведения бизнеса, в котором штат сотрудников не превышает ста человек. Такое налогообложение позволяет зарегистрировать предпринимателя по месту ведения его деятельности, а не по месту прописки.
Шаг 6: Оплата госпошлины
Размер госпошлины за регистрацию индивидуального предпринимателя составляет 800 рублей. Оплатить ее можно следующими способами:
- электронным переводом, если регистрация осуществляется онлайн на сайте ФНС;
- заполнить форму квитанции вручную, указав реквизиты регистрирующего органа.
Второй вариант предлагает оплату госпошлины через банк. Форма квитанции может быть составлена самостоятельно, нужные реквизиты территориальных отделений налоговой службы узнают с помощью сайта ФНС.
Если при подаче документов был получен отказ — можно повторить попытку регистрации. Повторная оплата госпошлины не производится, если документы подаются в течение трех месяцев с момента отказа. Однако при новом отказе для третьей подачи документов госпошлину придется заплатить в полной мере.
Сроки регистрации ИП
Срок регистрации индивидуального предпринимателя по общей процедуре составляет 5 дней. Если физическое лицо действует через представителя — данный период может затянуться ввиду дополнительного оформления доверенности.
Также следует учитывать регистрацию деятельности ИП через МФЦ или почту. В этом случае процедура может затянуться до 10 дней. Обращают внимание на вероятность отказа — он может последовать при неправильном оформлении документов или несоблюдении процедуры регистрации.
Какие дальнейшие действия после открытия ИП
По прошествии срока, необходимого на оформление деятельности ИП, индивидуальный предприниматель получает на руки следующие документы:
- свидетельство о постановке на налоговый учет;
- выписка ЕГРИП;
- свидетельство о государственной регистрации ОГРНИП.
Дальнейший порядок действий предусматривает следующие шаги:
- регистрация в ПФР и ФСС в качестве работодателя, если предполагается найм сотрудников;
- оформление в Госстате кодов статистики для открытия расчетного счета, ведения бухгалтерии и ряда иных аспектов;
- изготовление печати — необходимость данного действия зависит от выбранной деятельности;
- открытие банковского расчетного счета;
- оформление работников, если таковые имеются;
- получение лицензии, если выбранный тип деятельности требует ее наличие;
- приобретение кассового аппарата, если он необходим;
- отладка бухгалтерского учета деятельности индивидуального предпринимателя.
Приведенный алгоритм действий напрямую зависит от выбранной деятельности. Многие из аспектов не нужны, если физическое лицо просто оформляет свой заработок для получения стажа и не собирается открывать бизнес.
Причины, по которым могут отказать в открытии ИП
Условия открытия ИП в России весьма простые, поэтому при соблюдении всех требований и грамотном заполнении заявления, получить документы о регистрации и постановке на учет можно в течение 3-5 дней с момента подачи заявки.
Отказать могут иностранцам, не имеющим РВП или ВНЖ, так как именно эти документы входят в число основных. Граждане РФ могут получить отказ по причине уже имеющегося открытого ИП, при недееспособности заявителя или его объявления о банкротстве.
Каждый случай рассматривается индивидуально, и даже при отказе заявитель вправе повторно подать документы на регистрацию ИП, исправив ошибки или собственное положение. Госпошлина не оплачивается, если повторная подача происходит в течение 3-х месяцев. За третью попытку, не зависимо от сроков, нужно платить в полном объеме.
Регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя имеет следующие преимущества:
- сохранение самостоятельности в получении прибыли;
- начисление трудового стажа;
- законность деятельности и получения прибыли;
- расширение возможностей взаимодействия с юридическими лицами - некоторые из них могут не работать с частными лицами.
Будущим предпринимателям при подаче заявления на регистрацию ИП, нужно оплатить госпошлину в размере 800 рублей.
Также если выбран не самостоятельный способ регистрации, а помощь при открытии ИП, нужно рассчитывать, что такие услуги обойдутся в 10-15 тыс.руб. Плюс удостоверение доверенности у нотариуса на представление интересов физического лица в налоговой.
Срок регистрации ИП, после подачи заявления по общей процедуре составляет 5 дней. Затянуться может при обнаружении ошибок в пакете документов или неправильном выборе кодов деятельности по ОКВЭД.
Если физическое лицо действует через представителя - данный период может затянуться ввиду дополнительного оформления доверенности.
При регистрации ИП необходимо оплатить госпошлину в размере 800 рублей. Сделать это можно через интернет или, распечатав квитанцию в отделении Сбербанка наличными.
Чтобы сформировать квитанцию на оплату госпошлины за регистрации ИП:
- Перейдите на сайт ФНС;
- Выберите "Государственная пошлина за регистрацию ИП";
- Заполните все поля: ИНН, ФИО, адрес места жительства;
- Выберите: безналичный или наличный расчет.
При безналичном расчете выберите сервис, через который удобно оформить платеж: к примеру, портал госуслуги, Сбербанк Онлайн, Альфа-Клик и т.д.
Если хотите оплатить госпошлину наличными, нажмите на "Сформировать платежный документ". На экране появится квитанция в формате PDF, которую нужно распечать, поставить дату и роспись. С ней идете в любой отделение Сбербанка и осуществляете платеж.
- Как правильно оформить пояснительную записку?
- Менеджер по продажам: обязанности и требования по инструкции
- Как правильно написать сопроводительное письмо к документам?
- Как писать заявление о приеме на работу
- Особенности и образец составления договора контрактации
- Выбрать конверт для отправки документов или письма - виды, правила заполнения
- Как правильно написать гарантийное письмо?
- Образцы заявлений в управляющую компанию
- Как составить коллективный договор?
- Как составить претензию на возврат денежных средств?