Как написать рекомендательное письмо?

Рекомендательное письмо

Рекомендательное письмо — документ, отражающий информацию о сотруднике. Может выдаваться на прежнем месте работы или учебы. Письмо не принадлежит к обязательным документам, требуемым при трудоустройстве. Однако его наличие повышает вероятность получить работу, что делает актуальным вопрос о его получении и оформлении.

Назначение рекомендательного письма

Рекомендательное письмо представляет собой характеристику, выдаваемую по месту работы или обучения. Документ отражает сведения о квалификации сотрудника, его поведении, навыках и иных аспектах.

В отличие от трудовой книжки, где информация о предыдущем месте работы отражена лишь общими данными, рекомендательное письмо формирует более полную картину. Документ позволяет осветить все профессиональные и социальные качества сотрудника.

Подобная рекомендация от прежнего работодателя считается преимуществом при устройстве на новое место работы. Документ не считается обязательным по законодательству, его отсутствие также не может быть основанием для отказа. Однако его наличие дает новому работодателю исчерпывающие сведения о соискателе.

Рекомендательное письмо оформляется на предыдущем месте работы. Составить его может непосредственный руководитель, специалист по кадрам или иное должностное лицо. Нередко документ составляется самим сотрудником и подписывается руководителем.

Также рекомендация может оформляться по месту обучения. В данном случае она позволяет соискателю быстрее трудоустроиться, раскрывая его навыки и способности при отсутствии практического опыта работы.

Структура письма

Рекомендательное письмо не имеет утвержденной структуры и составляется в свободной форме. Однако при оформлении документа многие придерживаются общепринятых норм и стандартов.

С учетом данных факторов структура рекомендательного письма включает следующие аспекты:

  • верхний правый угол — прописывается полное имя работодателя и название компании, если характеристика выдается без конкретного назначения, отмечается “для предъявления по месту требования”;
  • ниже пишется название документа — рекомендательное письмо;
  • далее приводится основной текст характеристики — информация о предыдущем месте работы, должность, период трудоустройства, обязанности, проявленные качества, навыки, профессионализм, соблюдение трудовой дисциплины, взаимоотношения с коллективом;
  • далее работодатель дает личную характеристику качествам сотрудника, подчеркивая те черты, которые лучшим образом характеризуют его для получения нового места работы;
  • после основной части приводятся причины увольнения;
  • завершается документ подписью составителя и датой оформления.

Кем составляется?

Рекомендательное письмо составляется непосредственным руководителем. Им может выступать начальник структурного подразделения, отдела или филиала. Нередко полномочия по составлению и утверждению таких рекомендаций передаются кадровым работникам компании.

Также документ может быть оформлен и самим сотрудником. В этом случае руководитель лишь подписывает рекомендацию, утверждая ее содержание. При небольшой численности штата подпись проставляет глава компании.

Если рекомендательное письмо оформляется по месту обучения, составителем может выступать декан или заведующий кафедрой. В редких случаях характеристику составляет ректор.

При прохождении подготовительных курсов или повышении квалификации, рекомендательное письмо составляется руководителем соответствующего обучения. Он же и подписывает документ.

При оформлении рекомендательного письма рекомендуется использовать фирменный бланк компании.

Требования к тексту

При оформлении рекомендательного письма придерживаются основных правил составления юридических документов. Среди рекомендаций выделяют:

  • деловой стиль написания, метафоры и художественные обороты не приветствуются;
  • если характеристика выдается для конкретной компании, текст начинают с обращения к ее руководителю — “Уважаемый …”;
  • при оформлении избегают двусмысленности и общих фраз, рекомендации должны основываться на выделенных навыках и чертах сотрудника;
  • содержание письма следует вместить в одну страницу, объем больше читается невнимательно, а меньше не вызывает нужного интереса;
  • в конце документа прописывают контакты работодателя, по которым можно с ним связаться и уточнить информацию;
  • при первом упоминании сотрудника прописываются его фамилия, имя и отчество, в дальнейшем указывается или фамилия, или имя, при этом рекомендуется придерживаться одного значения;
  • для убедительности приводят примеры и показатели компании прежнего работодателя, которые удалось достичь благодаря навыкам сотрудника.

Если в последнем пункте не удается выделить персональных успехов сотрудника — подчеркивается эффективность команды, в состав которой он входил. В этом случае обращают внимание на коммуникативные и социальные навыки, взаимоотношения с коллективом.

Пример написания рекомендательного письма

Пример рекомендательного письма

Для правильного составления рекомендательного письма следует уделить внимание его структуре и нюансам оформления. Каждый пункт имеет определенные правила написания:

  • заголовок документа пишется посередине, он может размещаться как в самом верху, так и после “шапки”;
  • в заголовок может включаться и обращение к конкретному лицу, направление в соответствующую компанию или общее указание для предъявления по месту требования;
  • данные о работодателе — приводится наименование и контактная информация компании, полное имя и должность составителя;
  • сведения о сотруднике — полное имя, занимаемая в компании должность, период работы;
  • должностные обязанности — приводится весь перечень работ, с которыми приходилось сталкиваться сотруднику, в начало списка выводят те обязанности, которые могут пересекаться с предполагаемым местом трудоустройства;
  • достижения — перечень прописывается по аналогии с обязанностями, все приводить не обязательно, предпочтительно указывать те, которые могут быть востребованы на новом месте;
  • личная характеристика — составитель дает субъективную оценку, выделяя определенные качества сотрудника, предпочтительно обращать внимание на те, которые могут быть применены при новом трудоустройстве;
  • причины увольнения.

Последний пункт не считается обязательным, однако рекомендован. При общей положительной рекомендации у нового работодателя обязательно возникнет вопрос, почему компания рассталась со столь ценным сотрудником.

В данном случае акцентируют внимание на объективных причинах. Нередко работодатель приводит и сожаления, что пришлось расторгнуть трудовой договор. Не лишним считается и выражение уверенности в успехах сотрудника в новой компании.

Распространённые ошибки

Среди распространенных ошибок составления рекомендательного письма выделяют:

  • знакомство с вакансией — если рекомендация составляется для конкретного места работы, необходимо ознакомиться с предложением и составить текст с учетом актуальных требований новой компании;
  • при составлении придерживаются одного делового стиля, не стоит добавлять в текст рисунки, разноцветные выделения, графики;
  • достоинства работника не следует преувеличивать — исключительно восторженный отзыв редко вызывает доверие;
  • критика сотрудника также не приветствуется, цель рекомендательного письма — выгодное представление, при сомнительных характеристиках придерживаются сдержанных оценок.

Для правильного составления документа на первый план выводят те черты и навыки, которые востребованы на предлагаемой вакансии. Если характеристика составляется по месту требования без конкретного назначения — все описания также носят общий характер.

Скачать образец рекомендательного письма

Ниже для наглядного знакомства с рекомендательным письмом можно скачать несколько образцов. Все они могут быть по необходимости дополнены и использованы для составления характеристики.

Подчеркивается, что документ должен быть оформлен на фирменном бланке компании. Если такового не имеется, письмо заверяется печатью работодателя.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here